Поисковый маркетинг – алгоритмы Google и Яндекс
Количество поисковых ресурсов в сети измеряется десятками, однако для владельца сайта ключевыми по важности являются Google и Яндекс. Их совокупная доля в обработке запросов составляет более 95%. Следовательно, поисковый маркетинг в первую очередь направлен на удовлетворение требований этих гигантов. Но здесь возникает проблема – компании применяют различные алгоритмы ранжирования сайтов и стараются не раскрывать технологию работы поисковой машины.
Главный секрет маркетинга поискового продвижения
Самым большим секретом лидеров является алгоритм поиска. По заявлению команды Google, здесь вынуждены скрывать механизм работы системы из-за действий спамеров. В то же время компании необходимо делиться с владельцами сайтов требованиями к их содержимому. То есть поисковик попадает в ловушку. С одной стороны, ему необходимо рассказать поставщику контента – что именно ищет потребитель и как предоставить качественную информацию. Но требуется сделать это в завуалированной форме, чтобы убрать недобросовестную конкуренцию.
Несмотря на обилие предоставленной информации, в ней отсутствует описание самого алгоритма. Как следствие, маркетинг поискового продвижения строится на использовании сторонних источников информации и наработанного опыта. Однако и здесь есть определенные сложности. Постоянное изменение и обновление принципов поиска требует оптимизации сайта, а долгий период вывода на новые позиции вызывает проблемы при анализе проведенной работы.
Поэтому многое зависит от квалификации специалистов по интернет-маркетингу поискового продвижения. Часто только их опыт позволяет решить поставленную задачу. Одни и те же действия на сайтах различной направленности способны дать противоположный результат.
E-A-T – экспертиза, авторитетность, надежность
В 2018 году Google провел серьезное обновление работы своей машины поиска. В его основу были положены принципы экспертности, авторитетности и надежности. По результатам анализа каждому сайту присваивается оценка, от 1 до 5. Высший балл получают домены, которые могут предложить:
- гармоничное сочетание направлению ресурса и предлагаемого контента;
- достаточно большой объем информации;
- раскрытие данных об авторах статей;
- хорошую репутацию и отсутствие искусственных накруток рейтинга через ссылочную массу.
Поток ссылок с ресурсов низкого качества способен сыграть с владельцем ресурса злую шутку. Сейчас Google воспринимает такие переходы как спам, что ведет к автоматическому снижению рейтинга. Как сообщают в Google, каждая страница должна помогать конечному пользователю решить его конкретную проблему. В противном случае у нее нет никаких шансов высоко подняться в поиске.
Очень важно, чтобы заголовок каждой статьи соответствовал её содержанию. А вот провокационный title способен сыграть с автором статьи еще одну злую шутку. Поисковая оптимизация и маркетинг раньше строились на привлечении внимания пользователя через кричащий заголовок. Сейчас они могут понизить ранжирование страницы.
Очень важно постоянно обновлять содержимое на сайте. Поисковик дает дополнительные баллы за актуальную информацию. Конечно, стоит обратить внимание на визуальный контент. Рисунки, картинки, графики, видео – все это позволяет упростить коммуникацию. Но желательно, чтобы они были уникальными. Впрочем, уникальность давно является требованием «по умолчанию».
Сложнее всего приходится владельцам «молодых» сайтов. Индекс Google Поиска содержит сотни миллиардов страниц, значительная часть которых уже заслужила положительную репутацию. Пробиться среди них крайне непросто, поскольку такой параметр как «репутация» нарабатываться путем длительного присутствия в цифровом пространстве. Приходится ждать месяцы или даже годы, чтобы выйти в ТОП. Решение задачи заключается в применении НЧ запросов, где низкий уровень конкуренции позволяет быстрее прийти к цели.
Часто маркетинг и поисковое продвижение сайта использует именно такой механизм. Однако здесь надо быть достаточно осторожным. Если за месяцы существования ресурс не посещается пользователями, он автоматически теряет «репутацию» и падает в рейтинге. То же самое происходит, если пришедший пользователь проводит мало времени на странице.
Из этого можно сделать важный вывод – Гугл требует, чтобы на сайте был представлен качественный контент. То есть информация, которая полезна пользователю и решает его проблемы. В противном случае среди более чем 100 млн гигабайт информации в сети он находит другие варианты. Конкуренция огромная, при таком выборе никто не будет идти на компромисс. Именно поисковая система под давлением конкуренции диктует свои условия.
Поисковый маркетинг – российские реалии
Для русскоязычных пользователей генерация лидов из Яндекса находится в числе приоритетных задач. И здесь администраторов сайтов поджидают некоторые трудности, поскольку данная система слишком большое внимание уделяет монетизации ресурсов.
«Услуги», «Кью», «Беру», «Дзен» и прочие сервисы переманиваю себе значительную часть пользователей. Идея сделать собственный источник информации кажется логичной, но вряд ли выполнимой. Создается впечатление, что российский поисковик решил противопоставить себя открытому интернету. Как следствие, отзывы пользователей иногда негативно пишут о приходящих обновлениях.
В конце 2019 года российский гигант рассказал об обновлении системы поиска. Как написано в его блоге, поисковый маркетинг сети интернет стал более быстрым за счет реализации идеи кластерного подхода и использования искусственного интеллекта. Разработчики заявили, что всего использовано более 1500 улучшений. Этого практически не заметили пользователи рунета, а это 79,8% взрослого населения страны. Ускорение процесса на доли секунд незначительно сократило время ожидания. Зато владельцы сайтов остались недовольны таким смещением баланса приоритетов.
Самое важное заключается в том, что фактически обновления Яндекса происходят на регулярной основе. Вот только пользователи узнают об этом постфактум, после проведенных работ. Но маркетинг поискового продвижения не может зависеть от сюрпризов, поэтому студии проводят серьезный анализ текущей ситуации. На данный момент большинство из них рекомендуют обращать внимание на качество и уникальность контента, осторожнее работать со спамом в ключевых словах и ссылочной массой.
Асессоры как новый способ ранжирования сайтов
Еще одной важной особенностью обновления «Вега» стало заявление о массовом появлении асессоров. Это специалисты в отдельных отраслях, которые имеют право вручную оценивать качество сайта. В SEO сообществе по этому поводу звучат нотки недовольства. Пока непонятно, насколько эффективен данный механизм, и как он работает. Но сам факт, что чьи-то субъективные выводы смогут пустить под нож работу целой команды, вызывает серьезную тревогу.
Нельзя сказать, что российский гигант сделал что-то новое. Еще с 2004 года в Гугл используют людей для оценки ресурсов. Но поисковый маркетинг от этого не пострадал, поскольку асессоры занимались исключительно обучением искусственного интеллекта. Шесть человек давали свою оценку качеству сайта, и её сравнивали с результатами ИИ. Фактически работу производила машина, следовательно, на выходе был более прогнозируемый итог с четким алгоритмом оценки.
Внутренние сервисы Яндекса как новых инструмент поискового продвижения
Еще одним новшеством «Веги» считают активное использование «Кью». По сути, это продолжение идеи «Яндекс.Знатоков», которая сейчас медленно затухает. Такой ребрендинг стал очередной попыткой привлечь интерес к сервису.
Судя по всему, ожидать там действительно полезной информации пока не приходится. Да, эксперты продвигают личный бренд, допустимы ссылки. Однако отдача от такой работы находится на минимальном уровне. К тому же, приличный сисадмин не обязательно является хорошим автором для текстов. О сомнительности такой идеи напоминает история «Ответов» Mail.ru. Сейчас проект фактически заглох, хотя в свое время пользовался определенной популярностью.
Вполне возможно, что Яндекс найдет способ мотивировать авторов «Кью». Бонусы и повышение репутации собственных сайтов заставят компании более внимательно подойти к этому сервису. Но это дело отдаленной перспективы.
YouTube как фактор будущего
Отход от российских реалий помогает понять тренды маркетинг поискового продвижения. Сейчас пользователи стали намного чаще пользоваться еще одним детищем Гугла, видеохостингом YouTube. В мире он занимает второе место по частоте поиска информации, оставив далеко позади Bing, Yahoo, Amazon, Facebook.
Конечно, напрямую это не связано с оптимизацией сайта и поисковым маркетингом, однако недооценивать такую возможность является должностным преступлением. Особенно с учетом системы поискового ранжирования от Google. Продвинутый канал на видеохостинге способен значительно помочь любому сайту продвинуть репутацию.
Ссылочная масса сейчас вытеснена, но поисковик продолжает определять качество ресурса по приходящим на него ссылкам. Вот только источник должен быть надежным. Для этих целей отлично подходит хостинг видео. Хорошие каналы с большим количеством подписчиков станут отличным подспорьем в поисковом продвижении. Более половины результатов поиска уже содержат в себе видеоконтент. Но низкочастотным запросам создание ролика способно оказаться лучшим вариантом пробиться в ТОП.
Неожиданные советы для оптимизаторов
Есть несколько направлений, которые мало учитываются при продвижении сайтов. Например, это касается системы голосового поиска. Однако уже сейчас 20% мобильных запросов идут именно таким образом.
Для этого придется немного оптимизировать сайт, сделать страницу вопросов и ответов. Зато эффект может оказаться потрясающим. Кроме дополнительной информации для пользователей четкое структурирование информации понравится поисковым роботам. А если удастся попасть в голосовую выдачу, усилия многократно окупятся.
Такой ресурс как раз окажется тем самым «надежным», полезным пользователю. Именно такие данные больше всего любят поисковые системы.
Расширенные сниппеты для сохранения позиций в ТОПе
Пользователи стараются тратить минимум времени для поиска информации, расширенные сниппеты оказываются отличным способом получить быстрые данные. Как показывает анализ более 7 млн сайтов, лучше всего ранжируются данные из 40-60 слов.
Однако, чтобы попасть в этот список счастливчиков, придется пробиться в ТОП. Как показывает практика, только сайты из первой тройки получают возможность показать расширенный сниппет пользователю. Но нельзя исключать возможность того, что для низкочастотных КС тоже будет выдаваться расширенная информация. Алгоритмы поиска постоянно меняются, и недопустимо пренебрегать такой возможностью.
Тренды поискового продвижения – выводы
Становится понятно, что поисковый маркетинг через интернет меняется с каждым годом. Однако на практике новшества носят исключительно косметический характер. Качественный контент, авторитетные ссылки остаются востребованными.
Если посетитель сайта получит полезную и актуальную информацию, Яндекс и Google выдвинут ресурс в ТОП. Аутсайдерами становятся те, кто пытается продвинутся через манипуляцию. Но искусственный интеллект поисковой машины становится все более эффективным.
Конечно, российская система сейчас пытается монетизировать собственные ресурсы. Получится это или нет – покажет время. Хотя значительная часть экспертов скептически настроена в отношении «Дзен» и прочих сервисов, игнорировать их возможности не стоит.
Ознакомьтесь с другими статьями по теме “Маркетинг”.